пятница, 5 ноября 2010 г.

История модной прически 20-х годов XX века

Первые десятилетия XX века были насыщены катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде. Это эпоха бурных исторических перемен, прогресса, расцвета культуры, войн. В самом начале века еще сохранялись прически из длинных волос типа "шлем", "тюрбан", украшенные нитками жемчуга, цветами.

В 1904 году немец Шарль Нестле изобрел перманент - метод долгосрочной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева, которая могла держаться в течение 6 месяцев. В 1909 году появились первые женские короткие стрижки.Несмотря на то, что история  уже знала некоторые примеры коротких стрижек у женщин, они были всего лишь единичными случаями.

Отрезанные в 1903 году полутораметровые волосы актрисы мюзик-холла Сидони Габриеллы Колетт, распрощавшейся с косами по требованию мужа для того, чтобы эпатажной для тех времен прической привлечь внимание к скандальным постановкам, в которых она тогда играла, безусловно, стали предметом обсуждения.

Короткая женская стрижка – явилась вызовом морали, что было тогда очень модно. В последствие, расставшись с мужем, начав заниматься литературой и став классиком французской словесности – знаменитой писательницей Колет – она осталась верна короткой прическе.
Сидони Габриель Колетт (Sidonie Gabrielle Colette)
Полин Полер (Poline Poler)
Еще одна представительница «прекрасной эпохи» (период в истории Европы, XIX века и продолжавшийся до Первой мировой войны) - француженка Эмили Мари Бушо.

Драматическая и опереточная актриса с дерзкими, провоцирующими манерами, выступавшая в США и Великобритании, а с 1909 по 1935 год снимавшаяся в кино под именем Полин Полер, тоже предпочла подстричь волосы, бросив тем самым вызов моральным устоям своего времени. Но это был ещё не модный бум коротких стрижек, а только его предвестники!

Марселла Албани (Marcella Albani)
Началу XX века обязана своим рождением и всемирно известная стрижка "каре". Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Им не хватало времени на замысловатые прически, поэтому волосы все чаще стригли.

Однако длинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором, связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически на длинных волосах стали гладкие и украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатными лентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами, кружевами.

Модная прическа 20-х годов на длинных волосах
Короткая стрижка была изобретена в 1909 году парижским парикмахером Антуаном де Пари (Antoine de Paris). Уроженец Польши Антек Киерпликовски (Antek Cierplikowski) сначала сделал карьеру парикмахера в Париже, а затем перебрался в Америку, где до своей смерти в 1977 году оставался персональным стилистом многих американских звезд.
Большое влияние на моду оказывал кинематограф, внешность актрис немого кино. Эталоном красоты признана актриса французского кинематографа Эва Лавальер, для которой известный французский парикмахер Антуан, вдохновленный образом Жанны Дарк, изобрел прическу на коротких волосах.

Эва Лавальер (Eva Lavallier)
Эва Лавальер (Eva Lavalliere)
В то время актриса Эва Лавальер уже перешагнула 40-летний рубеж, но продолжала активно работать в театре, где ей нередко приходилось играть роли юных девушек. В качестве эксперимента парикмахер сделал эффектную короткую стрижку, чтобы визуально омолодить актрису.
В 1917 году Антуан модернизирует и усложняет форму короткой женской стрижки. Появляется так называемый Shingle bob (shingle – одно из значений этого слова галька, круглый камушек). Стрижка Боб - то очень короткая стрижка округлой формы, сильно выстриженная на шее. Она же известна под названием «Фокстрот».

Прическа, предложенная Антуаном, становится супер-популярной, а сам Антуан становится все более и более известным, прокладывая себе своим незаурядным талантом путь в вечность.

Ирен Кастл потрясла мир короткой дерзкой стрижкой «боб». В английском языке даже появился новое существительное и глагол для описания стрижки "bob". Ирен Кастл считалась образцом идеального вкуса и выразительницей модных тенденций нового времени. В октябре 1921, Ирен Кастл, одна из невольных виновниц нового скандального женского имиджа, предоставила популярнейшему женскому журналу «Ladies Home Journal» свою статью под названием «Я постриглась, а затем…», в которой поведала всю подноготную своего появления на танцполе с короткой стрижкой.

Ирен Кастл (Irene Castle)
Она рассказывала, что специально не снимала с головы маленькую шапочку, стараясь прикрыть последствия пребывания в больнице с приступом аппендицита, когда она значительно укоротила свои волосы с одной лишь целью, чтобы было легче ухаживать за ними после операции. Несколько дам попросили снять головной убор и продемонстрировать то, что под ним скрывалось. Появление Ирен Кастл на публике в необычном облике было воспринято как «новый модный стиль» и начался бум на короткие стрижки.
 Клара Боу (Clara Bow)
Короткая стрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек стали олицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки "а-ля гарсон", "буби-копф". Прическа "буби-копф" выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Остриженные волосы служили основой для причесок "фокстрот", "полька", "танго", получивших названия от популярных тогда танцев.
Освоив и полюбив короткие стрижки, женщины начали сильно красить губы и глаза, использовать накладные ресницы. . Появляется женщина-вамп - бледная женщина, с черными, коротко подстриженными волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза.

В 20-е годы распространился тип худенькой женщины-подростка с плоским бюстом и кукольным личиком. Простые люди делали короткую стрижку "под гребенку", "на косой ряд". Были в моде косы, уложенные в "корзинку" или обвитые вокруг головы. Длинные волосы подвивали на лбу и собирали сзади во всевозможные пучки. Украшения в волосах практически исчезли.
Европа оправилась от военных тягот, - это были годы подъема.  Экономический рост, развитие промышленности – все формировало стиль «золотых двадцатых». «Потерянное поколение», пережившее войну, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях. В 1921 году состоялся первый в мировой истории конкурс красоты.

В 1920 году были изобретены филировочные ножницы с зубчиками, которые помогали прореживать волосы. Начало 20-го века можно считать точкой отсчёта в истории женских стрижек, которые стали постепенно входить в моду.
В 1922 году в свет выходит культовая повесть Виктора Маргеритта «Ле гарсон» (le garcon - мальчик), вызвавшая настоящий скандал в обществе, рассказывающая о явлении флэпперс - новом поколении эмансипированных молодых женщин, постриженных, одетых в короткие юбки, слушающих джаз, танцующих модные танцы, презирающих то, что было принято считать пристойным поведением.

В 1922 году американский журнал "Вэнити фэр" впервые использовал термин "флэппер" (flapper). Девушки-флэппер позволяли себе спиртные напитки, открыто курили, пользовались яркой косметикой, водили автомобиль, наслаждались жизнью и были сексуально раскованы. «Ле гарсон» было названо новое направление в моде.

Полемика на тему «стричь или не стричь» периодически разгоралась на страницах различных женских изданий, авторами статей, рассуждающих о том, хороша или плоха новая мода, были известные врачи, литераторы, актеры.

Например, легенда немого кино Мэри Пикфорд, в том же апрельском номере «Pictorial Review» 1927 года высказалась как противник стиля «Ле Гарсон», выступив с публикацией «Почему я не стригусь» («Why I Have Not Bobbed Mine»).
Мэри Пикфорд (Mary Pickford)
Мэри Пикфорд назвала новую моду эпидемией и заявила, что бритые затылки ей не нравятся также как и замысловатые прически, сделанные при помощи накладных волос и, что многие привлекательные женщины, отрезав волосы, потеряли свою привлекательность. Вскоре после своего категорического заявления звезда экрана подстриглась.
Самой модной была стрижка бубикопф, которую носила звезда немого кино Луиза Брукс (Louise  Brooks). Американская актриса немого кино стала популярной в США первой же своей главной ролью в фильме “Американская Венера” (1925), которая сделала ее секс-символом.
Луиза Брукс (Luiza Brooks)
А в 1928 году участие в картине Говарда Хоукса “Девушка в каждом порту” принесла Луизе Брукс популярность и в Европе. В это время немецкий режиссер Георг Пабст уже около двух лет искал актрису на роль Лулу, героини популярной пьесы Франца Ведекинда “Ящик Пандоры”. Фильм, однако, не получил в то время должной оценки и с треском провалился.

 
"Стрижка – это состояние ума, а не просто способ что-то делать с волосами… Я думаю, что длинные волосы – это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе”. Эти слова принадлежат Мэри Гарден (1874 – 1967), известной певице того времени, которая опубликовала в журнале Pictorial Review (апрель 1927 года) статью под названием “Зачем я постриглась”.

Мэри Гарден (Mary Garden)
Никогда еще в истории Европы женщины не стриглись так коротко – обнажая затылок и создавая на висках либо гладкую большую волну – как в стрижке “паж” – либо много маленьких кудряшек.
Женская стрижка шокировала, вызывала возмущение, повергала в ужас. Священники в проповедях призывали прихожан противостоять дъявольской напасти; находились врачи, которые уверяли, что стрижка ведет к облысению; хозяева магазинов увольняли продавщиц, если те осмеливались стричься. Но женщины продолжали следовать моде; парикмахерские открывались одна за другой, а их владельцы процветали.
Грета Гарбо (Greta Garbo)
Воплощением передовых представлений о моде и самым модным женским типом стала Грета Гарбо, героиня всех наиболее известных фильмов своего времени. Коротко остриженные волосы, маленький рот с ярко накрашенными губами, брови резко подчеркнутой формы и глаза с опущенными веками сошли с подмостков театров и киноэкранов и вышли на улицы.
Короткая стрижка была обречена стать модной. Потому что в один прекрасный день марта 1917 года сама Коко Шанель появилась на публике с коротко подстриженными волосами.
Коко Шанель (Coco Chanel)
Однажды, когда Коко Шанель собиралась в театр, огонь из газовой колонки для подогрева воды случайно опалил её волосы. Причёска была безнадёжно испорчена, а волосы сильно пострадали от пламени. Не желая опаздывать на премьеру, мадемуазель Шанель лёгким движением руки состригла длинные волосы.

Это основная версия произошедших когда-то событий, со временем эта история обросла множеством подробностей и деталей. Сама Коко Шанель не раз говорила о том, что легенда гораздо интереснее реальности. Как бы там ни было, но в подражание законодательнице мод многие женщины отважились сделать короткие стрижки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий